Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 144
Калининского района, Санкт- Петербург
Олимпиадное движение
участник семинара и ведущий мастер класса
Александрова Д. Н.,
учитель
начальных классов
2013
В
современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно
мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные
задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России
негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на
массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и
только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к
поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая
национальная, профессиональная элита.
Детская
одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая
необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами
одаренности.
Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка:
инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности может быть
описан следующими признаками:
Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее
выполнения;
Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого
овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных
идей и решений, в склонности «все делать по-своему»
У детей ярко выражена
способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;
увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие
закономерности.
Факты
свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста
отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не
столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной,
обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный
аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным
сторонам предметной деятельности: (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.)
либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной,
художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило,
переживанием чувства удовольствия.
Повышенная
познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности,
а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных
требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам
деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом,
погруженность в то или иное дело.
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения
знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.
Основными являются методы творческого характера:
Проблемный
метод
Поисковый
метод
Исследовательский метод
Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности,
а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше
для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование
позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а
детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».
Проектный метод
представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно
охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым
непосредственным образом включён в активный познавательный процесс,
самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой
информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы,
анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и
приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на
различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом
различной сложности.
Олимпиады
занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать
себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и
среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.
Наряду с урочной деятельностью, способствующей
подготовке учащихся к олимпиадам, мною проводятся следующие виды
деятельности:
1. Предметные недели,
являющиеся важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление
скрытых способностей.
2. Проведение индивидуальных занятий с учащимися.
3. Проведение
школьных туров олимпиад. Выявление победителей
4. Участие в районных
турах творческих олимпиад. Сейчас
мы в проекте «Огонёк добра»
5. Подготовка и проведение дистанционных олимпиад через
подборку их на различных сайтах.
|