ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Александрова
Диана Николаевна,
Кормановская Ирина Сергеевна,
учителя начальной школы
ГБОУ лицей № 144 г. Санкт-Петербурга
Проблемно-диалогическое
обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками
посредством специально организованного учителем диалога. В термине
«проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает,
что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.(1, с. 3) Постановка учебной проблемы – это этап
формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом
случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск
ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем
диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и
поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы
учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия
и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников
выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб
и ошибок.
Виды проблемных
диалогов:
• Через использование цитат.
• Через ключевой вопрос урока
• Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры
• Через столкновение мнений
• Через грамматическую сказку
• Через ошибку
• Проблема «лёгкой темы»
• Прием сравнения
• Прием сопоставления репродукций
• Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми
неизвестными
• Использование иностранного языка
Первый
– это использование цитат. В
начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом классе. Мы предлагали
цитаты при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все»,
Заходера «Считалия» , Туве Янсонн и др.
Наиболее
часто употребляемым является ключевой
вопрос урока. Примером могут служить такие темы уроков: «Н. Рыленков « Всё в тающей дымке»( 3 класс)»( Программа Занкова).
-
Почему, какой бы ни была природа родного края она любима поэтами и художниками?
Сейчас
у нас 1 класс, мы с детьми делаем проекты «Моя тематическая азбука». При
изучении темы ударение, ребёнок выходит защищать свою азбуку и задаёт проблему
другим первоклассникам:
МАМА
ИСПЕКЛА ГРУШОВЫЙ ПИРОГ.(Ребёнок показывает на схему.)
А
может так?
МАМА
ИСПЕКЛА ГРУШЕВЫЙ пирог.
Ребята,
а как правильно ГРУШЕВЫЙ ИЛИ ГРУШОВЫЙ .(Звучат высказывания детей)
Я
посмотрела в словаре и узнала…..
Очень
эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты,
эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении стихотворения Н.А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы»
используем отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией».
Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести
исследование и выяснить: так ли это?
На
уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое
обучение, можно использовать грамматические
сказки. Например, при изучении темы «Корень слова»: Как-то много лет назад
посадили корень – сад -, не был сад фруктовым: был он просто словом…»
Создание
проблемной ситуации возможно на использовании
ошибки. К этому приему примыкает и использование
мнимой ошибки. Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «подберите ключЕк» и «подберите ключИк»
и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и
проверяя различные гипотезы, ученики придут к нужному Вам выводу.
Иногда
организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель
начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным
ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок
интересным. Это возможно при изучении таких тем, как «Мягкий знак на конце существительных ж. р. после
шипящих.» 3 класс»,.
Одним
из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения
можно считать прием сравнения. На
уроках внеклассного чтения по литературному чтению можно предложить детям
сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»?
Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые
важные для них?.»
Таблица:
хороший
писатель
|
хороший
читатель
|
|
|
Сравнивая
полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о
том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения,
чем талант писателя.
Менее
употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций. К примеру, при изучении темы:
«Исторические источники»( История Отечества 3 класс). Жанр жития. Образ
святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся
сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком»
Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите,
какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие
признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется
важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть
неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы
бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский
автор был бы взять не вправе?») . Подобный приём можно использовать на
литературном чтении в 4 классе при изучении раздела «У истоков литературы»
Разговор
о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например,
при изучении творчества Астрид
Линдгрен мы начинали урок с того, что, к
сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой
писательницы. Но есть множество аннотаций к его книгам. А далее организуется
поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные
аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности.
(Задание:
«Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии,
интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти
книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает
устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению.
Естественно позднее мы признаёмся, что схитрили и прилагаем ребятам материалы
по биографии писательницы, и её произведения. Во внеклассной работе мы
проводили мастерские, на которых предлагали детям по портретам известных, но
незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них
может быть характер и т. д. Отметим, что среди людей были и антогонисты (Софья
Блюфштейн, Бони Паркер).
Использование иностранного языка помогло
при изучении темы урока литературного чтения « Б. Заходер. Считалия» 2 класс.
Проблемно-диалогическое обучение,
на наш взгляд, является одной из самых
эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход
в обучении и воспитании. При этом имеется
возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной
технологии с другими технологиями и методами.
Так же мы
используем проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и
индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные
обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы
становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.
Конечно,
организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно
быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать
результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно
говорить о высокой эффективности использования технологии
проблемно-диалогического обучения.
Литература:
1.
Мельникова Е.Л. Проблемный
урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.
2.
Мельникова Е.Л. Технология
проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009
г.
|