Оглавление:
1. Как выбиралась мною тема исследования.
2. Анкетирование
(Практическая часть)
3. Основная
часть (Теоретическая часть)
4. Заключение
(Основные выводы)
5. Приложение
6. Список
литературы
Цель работы: изучить литературные источники по теме и
определить, как деревья интерпретируются в них.
Задачи:
1. Провести
анкетирование учащихся для выявления знаний по теме
2. Учиться размышлять,
прогнозировать и планировать свои действия
3. Развивать
познавательную и эмоционально-волевую сферу.
Предметная область: литературное чтение и мифология.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, изучение
литературы.
Зимой мы ёлку наряжали.
Вдруг вижу, в шаре я
одном
Живое дерево обняло:
Пруд и с забором старый дом
Смотри-ка, мама! Это сказка?
Здесь лес, как человек, живой
А часто ль так
бывает? В сказке?
Давай, с тобою их прочтём
1. Как
выбиралась мною тема исследования.
В канун Новогодних праздников, украшая ёлку,
я обнаружила шар, в котором была чудесная картинка. Ветви деревьев,
похожие на человеческие руки, обнимали дом. Я решила, что картинка это из
какой-то сказки. Прошёл час - всё забылось. А
1 января под ёлкой я нашла книгу
«Деревья», взяла её в руки и меня, как магнитом, потянуло к сказочному шару.
Я долго стояла возле него, а затем побежала рассматривать книгу.
С этой книги, тема моей работы была предрешена. «А интересна
ли она будет ребятам?»- подумала я. Узнаю, много ли дети знают о «живых»
деревьях?
2. Практическая часть
Я провела опрос
среди учащихся 2 «Б»,4 «Б» И 5 « Г» КЛАССОВ.
БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО
ответить на 4 вопроса:
1. Когда
дерево может оживать?
2. Кто такой
ДРЕВОБОРОД?
3. Какое
дерево называют Мировым, и его ветви простираются над всеми странами света? (
берёза, рябина, ольха, ясень, дуб, осина, …)
4. Читали ли
Вы книги, где литературные герои – деревья? Если да, то напишите названия книг
и автора ( если помнишь)
* См. Приложение
В результате опроса, я узнала:
* большинство считает, что дерево оживает только весной,
* о мировом дереве - ясене слышал только 1 человек;
* О Древобороде/ Дендроиде знают лишь 2 человека.
Ребята после анкетирования стали задавать мне вопросы и в
говорили, что узнать подобную информацию было бы интересно.
Теперь, я уверена, что моё изучение этой темы не пройдёт
бесследно. Надо начинать изучение литературы.
Основная
часть (Теоретическая часть)
Есть такие
литературные герои, реальное существование которых для всех не подлежит
сомнению. Это те, в которых автор, силой своего гения, вдохнул жизнь. О
них мы думаем, ясно себе представляем. У меня таких много:
герои Толкиена, Туве Янсон, Дж. Родари и т.д.
Формы присутствия
деревьев в литературе были и есть разнообразны. Таинственные деревья, дремучие
леса – живые персонажи многих мифологических*, фольклорных* и литературных
произведений*. Представления о дереве
глубоко значимы в опыте человечества изначально и неизменно. Даже в Библии
упомянуты некоторые деревья. Дерево познания Добра и зла. Именно с него Бог
запретил Адаму и Еве срывать плоды с него.
А.Н. Афанасьев, один из крупнейших исследователей мифологии, в 1860-е
годы писал, что «сочувственное созерцание дерева» сопровождало человека уже «в
период создания языка», в эпоху архаических мифов. Могучие деревья, пускавшие
корни в недра Земли и возносившие их к небесам, представлялись нашим предкам
связующим звеном между реальным и потусторонним миром. Благодаря способности
каждый год зимой застывать в покое
(«умирать»), а весной с новой силой пробуждаться деревья стали символом жизни.
В мифологии скандинавской Мировым деревом (Игдрасилем) называют ясень, что
растёт на далёком неведомом острове. Его корни уходят в подземный мир, а ветви
достигают небес и стелятся над всеми странами света. Этот ясень кормит богов,
людей и всех животных. Из скандинавской мифологии, я узнала, что мировое
дерево- это ясень, растущий на далёком неведанном острове. Корни его уходят
далеко в подземный мир- мир мёртвых, а ветви берегут и кормят всех, включая богов
, и стелятся над всеми странами. Иггдрасиль ещё называют его.
Кроме мирового дерева в мифологии звучат деревья священные:
в Индии – фикус(Ашваттха), в Британии – Тис(они стоят в церковных дворах у
храмов),
В палестине – дуб.
Для стран с холодными зимами – остролисты и хвойные деревья.
По народным поверьям традиция наряжать ёлки в канун нового
года уходит к римлянам. Мы живём в России. Нашим священным деревом является
берёза. Именно её вовлекали в обряды, украшали лентами, вокруг неё водили
хороводы и загадывали желания. А сколько песен
и стихов сложено о ней.
Миф о происхождении
рябины родился в Древней Греции. Богиня юности Геба потеряла волшебный кубок, и
тот попал в руки демона. Боги послали за ним орла. Он вступил в сражение с
демонами, а на землю упали перья и капли крови. Из них-то и выросло деревце
рябины.
Мы живём в России. Нашим священным деревом является берёза.
Именно её вовлекали в обряды, украшали лентами, вокруг неё водили хороводы и
загадывали желания. А сколько песен и
стихов сложено о ней.
Люблю берёзку русскую
То светлую то грустную
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками
Пишет Сергей Прокофьев.он не одинок. О нашем священном
дереве писал Есенин, Олег Шестинский "Без берёзы не мыслю России...
" , Светлана Ромашина «В краю
берёзовых туманов», Николай Рубцов « Я люблю, когда шумят берёзы»
С любым деревом неразрывными узами связаны дриады- лесные
нимфы, покровительницы деревьев. Греки говорили: «Повредил дерево – ранил
дриаду. Иди на суд к Богам .»
В фольклоре и на
ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы
деревьев: их силы мифологизировались, олицетворялись, нередко участвовали в
жизни людей. Вспомним сказку «Гуси-лебеди», где героиня в поисках брата
обращается к яблоньке:
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?»
С XVII века дерево откликается на душевное состояние человека
или его порождает. При этом оно часто предстает
изменчивым, пребывающим в самых различных состояниях. К месту напомнить
дуб в «Войне и мире»
Литература XIX–XXI
вв.
В литературе XIX–XXI вв. субъективное видение дерева нередко
берет верх над предметностью. В
многовековой культуре человечества укоренено представление о благости и
насущности единения человека с деревьями, об их глубинной и нерасторжимой
связанности. Это представление художественно воплощалось по-разному. Мотив сада
— возделанной и украшенной человеком природы — присутствует в словесности едва
ли не всех стран и эпох. Сад нередко символизирует мир в целом. В «Снежной
королеве»: «Старушка не была злою колдуньей и колдовала только изредка, для
своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот
она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как
стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю…».
Решительно во всем
природном Пришвин усматривал начало неповторимо индивидуальное и близкое
человеческой душе: «Каждый листик дерева не похож на другой. Пришвин
рассуждает: «Сколько грациозной ласки, привета, уюта бывает у деревьев на
опушке леса, когда входит в лес человек; и потому возле дома непременно сажают
дерево; деревья на опушке леса как будто дожидаются гостя…».
На протяжении
последних двух столетий литература неоднократно говорила о людях как о
преобразователях и покорителях природы. В произведении К. с. Льюиса «Хроники
Нарнии» мы знакомимся с лесом говорящих деревьев. Дерево Защиты, выросшее из
Дерева Юности, в течение 9 веков охраняло страну Нарнию от злых сил. С того
дня, как злая колдунья Джадис стала королевой, души деревьев превратились в её
шпионов и помощников. Друг Льюиса, Дж. Р.Р. Толкин населил Средиземноморье ЭНТАМИ.
Один из трёх самых старых энтов – Древобород. Он жил в волшебном лесу Фангорн.
Это существо, очень похожее на старый пень.
Универсальная
модель сюжета, проявляется в литературных произведениях по-разному. Термин
«функция действующих лиц», под которой виден поступок персонажа, даёт возможность встречать разных героев-деревьев:
антагонистов* и протагонистов* ( См. Приложение). Выполним сравнительный
анализ.
Дерево
|
Яблоня
|
Ель, сосна
|
Дуб
|
Несуществующие энты,
д. Защиты,
д. Юности, Игдрасиль…
|
Произведения
|
Русские сказки: «Гуси- лебеди»;
« Баба Яга»
«Крошечка-Хаврошечка»
К. Льюис «Хроники Нарнии»
(племянник чародея)
|
Стихотворения С. Есенина,
Мифы
Сказка Андерсена
«Ель»
|
Русская сказка «Злая ведьма»
|
Дж. Р. Толкин «Властелин
Колец»;
К. Льюис «Хроники Нарнии»;
мифы; Библия
|
Тип персонажа
|
антагонисты и протагонисты
|
протагонисты
|
антагонисты
|
антагонисты и протагонисты
|
Цель появления в произведении
|
Помочь или помешать герою в достижении цели
|
Задуматься о смысле жизни
|
помешать герою в достижении
цели
|
Вразумить героя
|
Думаю, анализ у меня
неплохо получился – постучу по дереву, чтобы не сглазить. *( См. Приложение 2).
Заключение
В результате моего
исследования я узнала о роли деревьев для наших предков и причине создания
мифов, легенд и преданий о них. Могучие деревья, пускавшие корни в недра Земли
и возносившим ветви к небесам, представлялись нашим предкам связующим звеном
между реальным и потусторонним миром.
Кроме всего
вышесказанного, мне выпала уникальная возможность познакомиться со священными
деревьями разных народов и эпох, чудесными произведениями неизвестных и
известных мне авторов.
Я думаю о деревьях
можно говорить и говорить, поэтому книга « Деревья. Факты. Находки.
Открытия.» сослужит мне службу в
следующем научном открытии.
Библиография:
1. Г.Х
Андерсен « Ёлка»
2. Русская
народная сказка «Гуси- лебеди»;
3. Русская
народная сказка « Баба Яга»
4. Русская
народная сказка Крошечка-Хаврошечка
5. К. Льюис
«Хроники Нарнии» (племянник чародея)
6. Дж. Р.
Толкин «Властелин Колец»
7.
uhlib.ru›literaturovedenie/teorija_literatury/…
8. Давид Бёрни «
деревья. Факты. Находки. Открытия»
|